Как быстро научить ребенка читать в домашних условиях

На сегодняшний день ребенка в первый класс нужно вести уже подготовленным. Он должен знать не только буквы, но и уметь читать. Далеко не все детки ходят в дошкольные детские учреждения, а в детских садах не везде учат грамоте и буквам. Поэтому очень часто перед родителями встаёт вопрос, как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях.

Почему ребенок не хочет учить буквы?

Далеко не всегда дети с радостью приступают к изучению азбуки. При этом родители должны четко понимать, что ребенка нужно заинтересовать, но ни в коем случае не заставлять. В противном случае результат обучения будет противоположным.

Так, почему ребенок не хочет учить буквы? Причин для этого может быть несколько:

1. У малыша просто нет настроения, возможно, он не выспался или неважно себя чувствует.

2. Неусидчивость. Но и с ребенком непоседой тоже можно справиться, его важно лишь правильно заинтересовать.

3. Ребенку просто не интересны занятия в предлагаемой форме. В этом случае родители непременно должны принимать во внимание предпочтения и интересы малыша. Здесь поможет игровая форма и разнообразие предлагаемых занятий, заданий.

Когда начинать учить читать

Многие родители настолько обеспокоены, что их ребенок не успеет научиться читать до школы, что начинают в буквальном смысле приставать к малышу чуть ли не в 2 года.

  • В 3 — 4 годика крохе совсем может быть неинтересно сидеть над книжкой. И это нормально. Для каждого возраста существуют свои задачи.
  • Если у знакомых ребенок чуть ли не с 2 — х лет читает и знает наизусть Фета и Тютчева, то это не значит, что и вашему пора. Все дети настолько индивидуальны, что общие рекомендации остаются в любом случае всего лишь общими. Научитесь чувствовать своего ребенка.
  • В 5 или 6 лет — уже другое дело. Но если малыш не ходит в детский сад или на какие — то занятия по определенной причине, то начните сами его учить. В ненавязчивой форме научите писать заглавными буквами основные слова «МАМА», «ПАПА», «ДОМ», «КОТ», свое имя. При минимальной подготовке ребенок намного легче перенесет адаптацию в первом классе.

Как научить алфавиту ребенка 1-лет

Есть родители, которые в развитии детей руководствуют девизом «учиться никогда не рано». Они развешивают буквы, нарисованные на листе А4 в комнате малыша до года. На одном листе должна быть только одна буква. Когда ребенок не спит, его подносят к буквам и называют их. Время от времени следует менять расположение букв на стене и заменять одни буквы другими.

к оглавлению ↑

Интересные буквы-игрушки

Для ребенка старше годика можно приобрести коврик-паззл с буквами, а после двух лет — магнитную азбуку (только нужно следить, чтобы магнитики из букв не выпадали – ребенок может случайно проглотить их).

Обратите внимание на то, что учить ребенка нужно звукам, а не буквам. То есть произносить Н, а не ЭН, М, а не ЭМ. Именно поэтому следует отказаться от электронных пособий, в которых ребенок нажимает на изображение, слышит букву и слово, которое с неё начинается, а иногда ещё и песенку или скороговорку. Ребенок вряд ли поймет, почему под буквой ЭФ нарисован футболист, а под буквой Ы — сыр. Гораздо легче ему будет, если данная буква будет называться просто Ф и Ы.

к оглавлению ↑

Очень вкусные буквы

Можно выложить буквы из фруктов или испечь печенье в виде букв. Такую азбуку предложите ребенку уже в 1,5-2 годика. Ведь карапуз исследует окружающее на ощупь и на вкус. Почему бы этим не воспользоваться. Обычную трапезу можно превратить в веселое занятие. Начинать лучше с гласных, ведь их легче напевать. Складывайте азбуку из соломки, сухариков, мармеладок, веточек зелени.

к оглавлению ↑

Рукотворные буквы Hand-made

Делайте буквы из пластилина или соленого теста, вырезайте их из цветной бумаги. Буквам можно приделать ножки, и они будут ходить друг к другу в гости. Можно нарисовать букву на листе бумаги и попросить ребенка закрасить её. А можно на одном занятии «убить двух зайцев». Нарисовав на листе А4 любую букву, вырежьте много одинаковых геометрических фигур, например, треугольников. Заклеив внутри большую букву А маленькими треугольниками, ребенок запомнит и букву, и фигуру.

к оглавлению ↑

Буквы-родственники и друзья

к оглавлению ↑

С чего начинать учить ребенка читать

  1. Всегда начинайте с самого простого: постепенно учите буквы и звуки в обычной жизни, не учебной. Вышли на прогулку : нарисуйте буквы и слоги палочкой на песке, сложите их из камушков, слепите в песочнице, найдите буквы на одежде, на вывесках, на упаковках продуктов и игрушек и т.д. Объясните, что буквы и звуки окружают нас везде. Расскажите разницу между буквой и звуком: буквы мы пишем и читаем, а звуки произносим и слышим.
  2. При обучении чтению очень важно чувство ритма. Чувство ритма хорошо развивают танцы, песни, подвижные игры (игры со скакалкой, мячом и прочее). Поэтому смело включайте веселую музыку и танцуйте. Это не только отточит ритм малыша, но и поднимает настроение.
  3. Далее можно начать более организованное обучение, необходимо постепенно приучать к усидчивости и умению убирать за собой. Организуйте для ребенка удобный стол и стул, полку для его принадлежностей( книга, тетрадь, ручка, карандаш). Вначале для занятий хватит и 10 -15 минут.
  4. Показывайте ребенку хороший пример, ведь именно от вас он впитывает любовь или не любовь к чтению. Читайте больше сами, ребенок это обязательно заметит. Кроме этого обсуждайте с малышом прочитанное, задавайте ему вопросы по прочитанному. Маленьким детям можно задавать вопросы по картинкам (Кто нарисован? Что он делает?), детям постарше — по сюжету. Стимулируйте к раздумьям (Почему он так поступил? А как вы ты сделал на его месте?).
  5. Обучать чтению лучше с простых слогов и слов и учитывать правильно ли ребенок произносит звуки в слогах (н-р, если малыш не говорит звук «С» или «Л» то не стоит обучать чтению с данными звуками, иначе неправильно произношение только укрепится). Поэтому лучше начинать с таких слов, как: ма — ма, па — па и т.д.
  6. Применяйте игровые приемы при обучении чтению: можно нарисовать красным цветом гласные буквы на карточках и разместить их по всей комнате, менять их местами. Также потом поступить с согласными, но раскрасить их синим цветом. Это важно! Ребенку необходимо различать гласные и согласные звуки, это облегчит процесс чтения.
  7. Купите букварь, который окажется вам ближе. Пользуется хорошим спросом букварь Н.С. Жуковой.
  8. При помощи букваря ребенок научится сначала читать слоги , а далее слова. Он очень прост в понимании, с четкими инструкциями и подсказками.
  9. Занятия проводите систематически и регулярно. Лучше каждый день 5-10 минут, чем один раз в неделю 20 минут. Это можно делать нак за столом, так и по дороге домой, на прогулке, в машине, в поезде, в кафе (читать вывески, называть буквы, находить предметы похожи на буквы и т.д.)
  10. Самое главное правило — занимайтесь только в хорошем настроении! Никаких слез и истерик. Это не принесет пользы. Лучше отложите занятие или договоритесь с ребенком. Сейчас ты смотришь мультфильм, а потом мы почитаем.
С чего начинать учить ребенка читать

Как научить ребенка читать бегло?

Оптимальный вариант скорости чтения для ребенка в начальных классах – 120 слов в минуту. Если читает медленнее, его сразу определяют в список неуспевающих учеников. В результате у малыша формируется негативное отношение к учебе и понижается самооценка. Чтобы этого не произошло, постарайтесь до школы научить ребенка читать бегло, прилагая к этому усилия и помогая осваивать быструю технику чтения.

Читайте также:  Варианты положений плода в матке и их возможные последствия

Первым делом, Вам предстоит развить способность концентрации. Если ребенок не будет концентрироваться на процессе, он не будет воспринимать информацию, а скорость чтения значительно снизится.

Чтобы научить малыша читать бегло, обязательно прививайте ему любовь к книгам. Никогда не старайтесь заставить читать то, что ему не интересно. В настоящее время появилось большое количество интересных и красочных книг с большим шрифтом. Ходите с ребенком в книжные магазины и вместе покупайте интересующие его книги.

Перед обучением скорочтению, развивайте память малыша. Он должен научиться запоминать длинные предложения и понимать суть рассказов. После самостоятельного прочтения, например, сказки, попросите ребенка пересказать Вам ее смысл.

Когда малыш полюбит книги и будет просить Вас покупать их, можно начинать учить его бегло читать. Существует универсальная техника быстрого чтения для детей, которая Вам обязательно поможет.

Специалисты советуют прибегнуть к нескольким приемам, которые позволяют повысить скорость чтения:

  • Ребенок должен сам осознать необходимость повышения скорочнения. Например, Вы можете оставлять ему записки по дому с поручениями или придумать поощрительную игру. Педагоги советуют спрятать в квартире несколько небольших подарков (сладости идеально подойдут) и распечатать путь к сюрпризам на листке бумаги в игровой форме. Засеките время, пусть ребенок ищет путь к призам. Это будет не только интересно, но и поможет ускорить чтение малыша.
  • Следующий прием состоит в том, чтобы Вы вслух прочитали 1 страницу текста, а потом попросили то же самое сделать ребенка. Следите, чтобы он не пропускал слова и ничего не додумывал. Малыш тоже должен читать вслух.
  • Попросите несколько раз прочитать ребенка один и тот же текст, но с разной интонацией. Он должен четко произносить слова. Через несколько таких занятий скорость чтения малыша значительно улучшится.

Обучение чтению ребенка – это достаточно трудоемкий и длительный процесс. Вам предстоит запастись терпением, книгами и лояльностью. В период обучения всегда хвалите ребенка и никогда не ругайте за ошибки, в противном случае, Вы отобьете у него всякое желание учиться читать.

Можно ли научить читать по слогам в 3-года и надо ли это делать

Возраст ребенка и его желание учиться являются главными факторами принятия решения о начале дошкольного образования. В зависимости от характера и индивидуальных особенностей малыша, вполне допустимо начинать такой процесс в возрасте 3-4 лет.

Можно ли научить читать по слогам в 3-года и надо ли это делать

Плюсы и минусы раннего обучения

Несомненно, каждая семья самостоятельно принимает решение о том, как и когда начинать образование своего чада, но все же есть общие понятия пользы и вреда раннего обучения.

Можно ли научить читать по слогам в 3-года и надо ли это делать

Из положительных факторов можно отметить такие:

  • обучение чтению в игровой форме помогает формировать разносторонне развитую личность малыша с одновременным приобретением полезного навыка;
  • в процессе общения с мамой, папой во время занятий укрепляется психологическая связь и выстраивается авторитет взрослого как знающего и умеющего научить;
  • во время занятий у малыша расширяется кругозор и он узнает новые слова, понятия;
  • обучение способствует развитию памяти, внимания, мышления, что поможет в школьные годы;
  • при условии, что малыш учится с интересом и радостью, такие занятия вырабатывают любовь к учебному процессу и улучшают его настроение, что в целом хорошо.
Можно ли научить читать по слогам в 3-года и надо ли это делать

При неправильном и неумело организованном образовательном процессе ребенка дома возникает ряд негативных сторон такого раннего обучения:

  • нерациональное использование времени и методов вызывает негативное восприятие обучения у малышей, которое остается с ними и в школьные годы;
  • отсутствие результатов и огорчение из-за неправильно подобранной методики;
  • «прыжки» от одного материала к другому, которые не дают детям увидеть систему и понять основы чтения;
  • длительные и монотонные занятия, которые становятся неэффективными и вызывают протест.
Можно ли научить читать по слогам в 3-года и надо ли это делать

В целом положительное или отрицательное воздействие раннего обучения напрямую зависит от компетентности и терпения взрослых, которые решили заняться образованием своего чада самостоятельно.

Читайте также:  Физиологические изменения в организме женщины при беременности

Лучшие методики для домашнего обучения

Можно ли научить читать по слогам в 3-года и надо ли это делать

Для того, чтобы научить малыша читать в возрасте 3 года, можно применять разные способы и методы, самыми лучшими признаны:

  • кубики Зайцева, которые дают хорошие результаты и позволяют проводить занятия в форме игры, что важно в таком возрасте;
  • буквенные домики С. Полякова, систематическое использование и поэтапность метода дает высокие результаты;
  • система Монтессори позволяет обучаться с интересными заданиями и не дает заскучать;
  • методика Ольги Соболевой построена на ассоциативном запоминании, рассчитана на детей с разным типом восприятия информации, что является несомненным плюсом.

Для ребенка, которому уже исполнилось 4 года, все эти методики также применимы, кроме этого хорошо подойдет метод Домана с применением различных карточек, которые можно купить или изготовить самостоятельно.

Изучение алфавита

Большинство педагогов считают, что не следует приступать к изучению алфавита до закрепления навыка чтения по слогам. Подробнее об этом узнайте в статье «Как правильно научить ребёнка читать?».

Скажите ребёнку, что буква и звук — разные понятия. Согласная буква может обозначать два звука — твёрдый и мягкий. Для усвоения этого материала требуется развитость таких функций мышления, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование. Дошкольник владеет этими мыслительными операциями только на элементарном уровне. Поэтому эти понятия входят в программу обучения грамоте в первом классе.

Старайтесь при перечислении букв алфавита менять интонацию и тембр голоса, попеременно акцентируя внимание ребёнка на отдельных буквах.

Приобретите настенную азбуку и повесьте в детской комнате. Так ребёнок быстрее запомнит не только последовательность расположения букв в алфавите, но и их изображение.

При грамотном и терпеливом подходе примерно к 3-3,5 годам ваш любознательный малыш уже вполне будет готов к обучению чтению. Для этого приобретите красочный букварь, в основе которого положена традиционная методика.

Как описано выше, для объяснения принципа слогообразования вовсе не обязательно знать все буквы. Достаточно тех, которые образуют изучаемый слог. Следуйте принципу «от простого к сложному» и двигайтесь поэтапно. Успехов!

Учим алфавит для детей лет

5 лет – оптимальный возраст для изучения алфавита и начала обучения чтению. Однако важно учить правильно, чтобы в школе не пришлось переучиваться. Приемы, которые использовались для детей 3-4 лет, подходят и для старших.

В 5 лет основным методом изучения алфавита становятся уже не ассоциации, а слова, которые начинаются с данного алфавитного знака, например, «А – арбуз», «Б – барабан» и т. д. Ребенок уже способен видеть связь между буквами и словами. Все игры должны сводиться к построению слов.

Можно, заучив букву, собирать по дому вещи, название которых начинается на эту букву. Ребенку в 5 лет будет интересно собирать пазлы с алфавитом.

Учим алфавит для детей лет

Если девочка или мальчик уже знают буквы, их можно учить соединять согласные звуки с согласными, читать по слогам. Важно обращать внимание на правильность речи. Если какие-то звуки ребенок произносит неправильно, нужно обратиться к логопеду. Частая проблема – звук «Р». Если нет каких-то патологий, которые мешают в произношении, проработать звук можно и самостоятельно, выполняя специальные упражнения.

В процессе обучения ребенка необходимо хвалить, даже если он пока не показывает нужный результат. Без подбадривания ему скоро надоест обучение. Однако при этом важно и исправлять ошибки.

Как выучить согласные: игровая методика

Согласных гораздо больше, чем гласных. На их изучение потребуется больше терпения, сил и времени. Но все получится, если четко следовать рекомендациям и не торопиться.

Приготовьте таблица. Каждая таблица состоит из шести строк. В верхней строке напишите или напечатайте синим цветом твердые согласные, зеленым — мягкие. В остальных строчках напишите короткие открытые слоги.

БЯ
БО БЁ
БУ БЮ
БЫ БИ
БЭ БЕ
ВЯ
ВО ВЁ
ВУ ВЮ
ВЫ ВИ
ВЭ ВЕ
ГЯ
ГО ГЁ
ГУ ГЮ
ГЫ ГИ
ГЭ ГЕ
ДЯ
ДО ДЁ
ДУ ДЮ
ДЫ ДИ
ДЭ ДЕ
ЗЯ
ЗО ЗЁ
ЗУ ЗЮ
ЗЫ ЗИ
ЗЭ ЗЕ
ЛЯ
ЛО ЛЁ
ЛУ ЛЮ
ЛЫ ЛИ
ЛЭ ЛЕ
  • Вместе с ребенком пропойте песенки гласных звуков: грубым низким голосом А, О, У, Ы, Э и высоким тонким голосочком Я, Ё, Ю, И, Е.
  • Четко произнесите согласные в верхней строке таблицы. На каждом занятии работайте с 6 таблицами.
Читайте также:  Мелкая моторика от 0 до 3-х. Развивающие игры от педагога

ВАЖНО! Следите, чтобы ребенок и вы сами произносили согласные чисто, чтобы после них не слышались посторонние гласные Ы или И. Если ребенок привыкнет говорить Ды, Сы вместо чистых звуков Д, С, то и читать он будет неправильно. Сложней всего произносить чистые звуки Б, В, Г, Д; БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ. Остальные легче, особенно глухие. Научить ребенка правильно произносить З и ЗЬ, например, очень просто. Спросите ребенка: «Как большой комар гудит? З-З-З. Нет, не Зы, а З-З-З! Комар не умеет говорить Зы, он делает З-З-З. А как маленький комарик гудит? ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ. Комарик не умеет говорить Зи, он делает ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ. Вот так мы и называем эти буковки: З-З-З и ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ«.

  • Точно так же пропойте слоги, как вы делали это с гласными.
  • Покажите ребенку в таблицах букву Ь и скажите, что она называется «мягкий знак». Время от времени напоминайте ему ее название.

Буква Ь не обозначает звука, а лишь УКАЗЫВАЕТ на мягкость согласного.

  • На отдельной карточке напишите Й. Назовите, как этот звук звучит. Приведите примеры слов, которые начинаются на этот звук: йод, йогурт, йог.

Само название буквы «И краткое» ребенок узнает позже, когда будет учить алфавит. Время от времени напоминайте ребенку об этой букве, ПРОИЗНОСЯ ЕЕ ЗВУКОМ.

  • По несколько раз в день возвращайтесь к этим таблицам и пропевайте вместе с ребенком склады. Делайте это регулярно.
  • Когда увидите, что ребенок все делает правильно, замените 2 таблицы двумя новыми.
МЯ
МО МЁ
МУ МЮ
МЫ МИ
МЭ МЕ
НЯ
НО НЁ
НУ НЮ
НЫ НИ
НЭ НЕ

Методика такая же. Пропевайте все 6 таблиц ежедневно вместе с ребенком. В результате — ребенок повторит старые и выучит 2 новых буквы.

  • Снова замените 2 таблицы двумя новыми и т.д.

Если вы будете придерживаться плана «2 раза в неделю новое, в остальные дни повторяем», ваш ребенок выучит 32 буквы русского алфавита за месяц. С Ъ вы познакомите ребенка позже, когда он начнет читать и встретит эту букву в словах.

ВАЖНО! В русском языке есть звуки и склады-близнецы: Ж-ЖЬ, ЖО-ЖЁ, Ш-ШЬ, ШО-ШЁ, Ч-ЧЬ, ЧО-ЧЁ, Щ-ЩЬ, ЩО-ЩЁ, ЦЫ-ЦИ. Пишутся они по-разному, но звучат одинаково! Обязательно обратите на это внимание ребенка.

Способы изучения азбуки

Здравствуйте уважаемые читатели! К ребенку приходит момент, когда он должен не только познакомится с буквами, но и выучить азбуку. Родителям необходимо узнать несколько нюансов процесса и какая азбука для ребенка лучше и интереснее.

Содержание

  • Особенности восприятия детьми азбуки
  • Обучение чтению

Особенности восприятия детьми азбуки

Букву малыш воспринимает как что-то абстрактное. Он не может сопоставить, например, нарисованный самолет и букву «С», ведь он не знает, что это такое. Родители об этом даже не задумываются.

Ребенку даже бывает сложно провести параллель между рисунком самолета и тем, что он увидит на самом деле.

Сложности запоминания буквы в том, что малыша отвлекает рисунок, который вовсе не похож на саму букву.

Очень хорошую идею воплотила в методику изучения азбуки малышами Елена Бахтина. Она предложила изобразить рисунок возле буквы, похожий на нее. Еще лучше, если изучение алфавита превратить в объемную игру.

Например, нарисовать большую букву «А» и поставить рядом возле игрушечной колыбели с куклой, обращая внимания ребенка, на то, что буква похожа на крик грудничка. Так можно изучать и все остальные буквы.

Такой процесс принесет много позитивных эмоций малышу и он с легкостью все запомнит. Главный принцип – образ буквы должен быть близок и понятен крохе («Ч» похожа на чашку, «Ь» – на валенок и прочее).

Способы изучения азбуки

Обучение чтению

Следующий этап после того, как малыш выучил азбуку – это обучение чтению. Главное, чтобы от обучения алфавита малыш получал только приятные эмоции и только в этом случае он с легкостью возьмется за чтение.

Первый этап – озвучивание букв по слогам. Например, придумать историю, как буква «Н» дружит с буквой «А» и получается слог «НА». Этот слог родителям придется повторять несколько раз в день – во время завтрака, прогулки, купания и прочее.

Не нужно торопиться, ребенок сначала не сможет запомнить подобную информацию сразу. Таким способом необходимо учить и все остальные слоги, постепенно приступая к чтению. Не нужно также на этом этапе спешить требовать от ребенка повторить то, что он прочел. К пересказу можно переходить, полностью освоив чтение.

Прежде, чем приступать к этим занятиям, родителям необходимо учесть несколько правил. Для начала, необходимо ответить себе на вопрос: моя цель обучения ребенка чтению? Если она состоит в том, чтобы малышу в будущем было легче и эффективнее учиться, то приступайте к занятиям.

А если хочется похвастаться перед другими мамами, то не стоит этого делать. В последнем случае – есть риск «давления» на ребенка. А превращать подобные занятия в обязанность ни в коем случае нельзя!

Нельзя торопиться, знакомя малыша с чтением – у всех свой темп. В моменты, когда ребенок начинает терять интерес к занятию, нужно немного отложить их.

В период обучения малышу необходимо больше читать, пропуская слова, чтобы ребенок сам дополнял или задавать ему вопросы для размышлений.

В любых успехах малыша, должна быть ответная похвала от родителей, ведь его положительные эмоции – эффективность в обучении чтению. приятного изучения азбуки, До встречи в следующих статьях!