Адаптация ребенка к школе: советы родителям

Подросший малыш с удовольствием общается со сверстниками, и родители стремятся как можно скорее отдавать активных детей в детский сад. Но иногда поспешность оборачивается проблемами, и адаптация ребенка проходит не так, как хотелось бы маме и папе.

Когда в семье ребенок с ограниченными возможностями

Реакция родителей

– В чем суть проблемы семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии?

– Исходя из теории семейного кризиса, присутствие в семье больного ребенка является единственной проблемой существования данной семьи. Однако, это не совсем так. Способом выживания такой семьи является стратегия, основанная на попытках сохранить образ нормальности семьи в глазах общества. Много сил семья тратит на то, чтобы замаскировать проблему, избежать навешивания социальных ярлыков, опровергнуть медицинские диагнозы. Но в этом случае она не может планировать будущее, ведь особенный ребенок требует особенного подхода. В результате родители сталкивается с неопределенностью семейных отношений в социальном плане. Отношения окружающих, соседей, друзей имеют для них решающее значение в борьбе преодоления трудностей ребенка с ограниченными возможностями (ОВЗ).

Типы реакции родителей

Существует несколько типов последовательных реакций родителей на болезнь ребенка:

  1. Отрицание – самая распространенная реакция на поставленный медицинский диагноз. Такое поведение объясняется неверием в наличие болезни и надеждой, что диагноз может быть ошибочным. На этом этапе родителям мало чем можно помочь. Подтверждение и признание диагноза – дело времени.
  2. Реакция гнева – защитная реакции организма на истинное осознание состояние здоровья ребенка. Возникает через некоторое время от беспомощности, безысходности, разочарования как в себе, так и в ребенке. Семейная обстановка может дестабилизироваться, если это состояние длится долго или несправедливо проецируется на ребенка.
  3. Чувство вины, перерастающие в страдание и самобичевание, «возможно, это моя ошибка», которая привела к серьезному заболеванию.
  4. Чувство стыда перед окружающими, страх, что к ребенку будут относиться как к неполноценному.
  5. Обвинение – реакция родителей, возникающая в связи с желанием переложить ответственность за состояние своего ребенка на других, маскируя свои истинные чувства.
  6. Гиперопека, основанная на убеждении, что ребенок не сможет полноценно общаться другими детьми. Отрицая детские права и потребности быть ребенком, родители еще сильнее подчеркивают его недостатки.
  7. Эмоциональная адаптация – это заключительная реакция привыкания родителей к особенностям своего ребенка. На этом этапе они душой и умом принимают болезнь, вырабатывают позитивные установки по отношению к себе, к ребенку и к полноценной жизни.
Реакция на реакцию

Главным в поведении родителей является состояние принятия особенностей ребенка и выполнение своих родительских функций. Переживание каждой из реакций происходит медленно, и не каждая мать переживает их в таком порядке, на полный цикл уходит от полугода до года. Возможны долговременные задержки на какой-либо из стадий. Глубокое переживание этих состояний оказывает влияние на эмоциональное благополучие ребенка. Часто у него возникают так называемые «вторичные невротические расстройства»: подергивание мышц (тики), энурезы, различные фобии, заикание, комплекс неполноценности. Поэтому в идеале переживание реакций должно быть быстрым, в этом и призваны помочь специалисты: дефектологи, психологи, олигофренопедагоги, логопеды, неврологи. При обнаружении первых признаков умственных расстройств нужно обязательно обратиться за помощью, а не затягивать процесс «само пройдет», это может оказаться даже опасным для здоровья ребенка.

Причины раздражения

1. «Давай, быстрей»

У современного человека, казалось бы, есть всё: компьютеры, телефоны, автомобили, микроволновки и другие вещи, призванные упрощать жизнь. Отчаянно не хватает только самого важного — времени. Ускоренный темп жизни несёт нас вперёд напролом. И если что-то или кто-то хоть чуточку старается затормозить нас — это жутко раздражает. И это понятно. Посудите сами.

Утром надо быстрее затолкнуть ребенка в садик и успеть на работу. Вечером, ребёнок хочет показать рисунок, пообниматься, сидя на коленках, погулять. Нет — кружки! После кружка, быстрее домой. Ещё ведь обед приготовить, с мелкими хозяйственными делами разделаться, помочь старшему приготовить уроки и, хотя бы немного, отдохнуть. Потом быстрее спать, чтобы завтра начать с начала. Не удивительно, что от стотысячной просьбы ребёнка «я хочу последний раз скатиться с горки», мама может взорваться.

2. «Эмоциональные качели»

С нашим поколением в детстве не очень-то церемонились. Заботиться о детских чувствах как-то было не принято. Со своими эмоциями мы справлялись сами, как уж могли. Многие чувствовали недостаток любви. И вот мы выросли и у нас появились собственные дети. «В нашей семье всё будет по-другому», — решили мы и начали на полную катушку считаться с чувствами наших детей.

И всё бы хорошо, да не так всё просто. Иногда дети садятся на шею и весело болтают оттуда ногами, чувствуя вседозволенность, иногда родители срываются на усвоенную в детстве модель детско-родительских отношений. Причины могут быть разные, итог один — родители рано или поздно срываются. Потом приходит чувство вины. Вот тут-то и начинаются качели.

В итоге мы то всё позволяем своим детям и пытаемся разобраться с их эмоциями и реакциями, то вдруг прорывается «да сколько можно с ним носиться!». Потом гонки по поводу «опять не сдержалась». Родитель пытается загладить свою вину. Чувство вины давит, не дает покоя, что опять приводит к раздражению. Так замыкается круг: раздражение — вина — раздражение. И чем дальше, тем выбраться из него всё сложнее.

Читайте также:  Как выбрать автокресло? Группы автокресел  

3. «Что обо мне подумают»

«В группе с моим сыном девочка уже бегло читает, а мой ещё алфавит не может выучить». Так сокрушается мама и упускает из виду, что сыну только пять, и это в общем-то нормально, что он еще не умеет читать. Сейчас ему важнее сформировать любовь к чтению. Мама упускает из виду, что эта девочка может невзлюбить книги как раз из-за постоянного принуждения к чтению с раннего возраста. Если конечно она не вундеркинд, что случается не так уж часто. Но родитель, сравнивая своего ребёнка не в его пользу, начинает смотреть на него критично, придираться и постоянно одергивать. Это убивает радость общения и неминуемо приводит к хроническому раздражению.

Адаптационные уровни

При поступлении ребенка в школу происходят существенные изменения в его жизни. Именно поэтому специалисты выделяют 3 адаптационных уровня:

  1. Для высокого уровня характерным является быстрое привыкание к школе, умение организовать свое обучение, а также способность слушать учителя.
  2. Средний уровень предполагает достаточно быструю адаптацию, при которой школьник не особо страдает от посещения учебного заведения.
  3. При низком уровне ребенку достаточно сложно смириться с тем, что он уже посещает школу. Он плохо усваивает новый материал, нарушает дисциплину и не слушает учителя.

Как не стоит поступать родителям?

Чего родителям делать не стоит? Нельзя ругать ребенка и истерить перед ним за такое поведение (и это бывает, когда родителей окончательно выводит детское нытье). Некоторые родители даже пытаются угрожать ребенку, хотя сами понимают того, что не смогут поднять на него руку, отдать чужой тете или перестать любить. Проанализируйте свое поведение со стороны. Вы обманываете ребенка, он это понимает. А еще понимает то, что мама сама покричит и все будет так, как он хочет.

Просить и хотеть – естественная надобность ребенка. Какой бы послушный он ни был, периодически будут возникать истерики. Маленьким детям хочется все попробовать, потрогать, и это нормально: они растут и познают мир вокруг себя. При неадекватной реакции на его потребности и хотения родителей малыш будет ныть еще больше. Разделите сразу детские хотения на разрешенные и запрещенные (действительно опасные). Объясните, почему некоторые хотения у вас под запретом.

Бывает и такое, что ребенок изначально гиперчувствительный и все ему хочется, причем мамины запреты он не хочет даже слушать. Как поступать родителям в таких ситуациях? Общайтесь с малышом чаще и любите его таким, какой он есть. Все его прихоти пусть «перегорят» в младшем возрасте. А, как показала практика, такое бывает очень часто. Из таких гиперактивных детей вырастают достаточно спокойные взрослые, потому что всю свою энергию они выплеснули в детстве.

В чем заключается помощь родителей

Большинство маленьких детей при достижении возраста 11-12 месяцев способны перемещаться самостоятельно на короткие дистанции. Для закрепления и развития навыков ходьбы следует стимулировать их самостоятельные попытки шагать ножками. Эту учебу можно легко превратить в игру «дойди до папы или мамы». В качестве награды можно поцеловать ребенка, подбросить вверх или сделать то, что ему очень нравится. Ребенок, зная, что, выполнив задание, получит приятное поощрение, с радостью будет маршировать в нужном направлении, постепенно закрепляя навыки и увеличивая пройденное расстояние.

В ходе такой игры тренируется координация движений, укрепляются мышцы спины и двигательный аппарат. Если сложное для ребенка упражнение превратить в веселую игру, которая приносит радость и удовольствие, то в скором времени от неуверенной ходьбы малыш перейдет к бегу.

В момент, когда малыш начинает делать самостоятельные шаги, родителям следует подумать о приобретении обуви. При ее выборе нужно обращать внимание не только на ее привлекательность, но уделить особое внимание на удобство, так как стопа у маленького человечка находится в стадии формирования. Оптимальный выбор — это кожаная ортопедическая обувь, подобранная в соответствии с сезоном.

Дети отличаются любознательностью, поэтому родители должны использовать их тягу к познанию нового при тренировке навыков ходьбы. Для этого можно использовать любимую старую игрушку или заинтересовать новой. Расположенная на удалении игрушка станет той целью, ради которой малыш преодолеет это расстояние.

Если малыш не хочет передвигаться на ногах и опускается на четвереньки, то его нужно поставить вертикально и помочь сделать несколько шагов в направлении игрушки или другой цели. Когда он начнет двигаться родителям следует незаметно убрать свои руки, чтобы оставшийся путь ребенок проделал самостоятельно. Если он начинает приседать при движении, то этому нужно тактично препятствовать.

Наградой малышу в конце пути будет возможность подержать игрушку. Для продолжения игры ее аккуратно нужно забрать и перенести в новое место. В результате таких игр-тренировок малышу понравиться ходить, а навыки его разовьются до автоматизма и станут естественными.

Будьте активными слушателями и научите слушать ребенка

Когда малыш будет вам что-то рассказывать, всячески старайтесь продемонстрировать свою заинтересованность. Принимайте к вниманию каждое слово, кивайте головой, вставляйте некоторые слова или фразы.

Тогда малыш поймет то, что его уважают, к его мнению прислушиваются, в нем заинтересованы и его любят. Научите ребенка слушать, поскольку это умение является очень важным. Объясните, что нельзя перебивать собеседника или отвлекаться на другие дела.

КАК ОТВЛЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ НЫТЬЯ?

1. Помогите вашему ребенку проявить фантазию и донести до вас, что именно он хочет

Я обычно спрашиваю у дочери, что она хочет с интервалами в 1 минуту, если она не успокаивается. В итоге, устав от криков, она говорит (конечно, крича) или показывает. После того, как я дам интересовавший ее предмет – она успокаивается. То есть ребенок понимает, что я не понимаю крик, и пытается донести до меня свою просьбу иными способами: жестами, фразами, глазами.

Читайте также:  Определение синдрома Дауна на УЗИ во время беременности

2. Отвлеките ребенка

Отвлечение ребенка в критический момент иногда невозможно, потому что ребенок не слышит не то, что маму, он сам себя в такие моменты не слышит. Можно использовать музыку, песни, удивленные возгласы, белый шум, шум воды/крана, после которых ребенок замолкает на секунду, и в эту секунду вы всеми силами пытаетесь переключить его внимание: один из действенных способов – это смех, сделайте то, от чего ваш ребенок не сможет устоять и засмеется.

3. Игнорируйте ребенка во время его нытья

Ребенок не может плакать вечно, тем более из-за игрушки. Когда-нибудь он поймет, что нытье тут не поможет. Меня лично данный способ не раз выручал. Каждый раз, как только моя дочь начинала плакать – я всем своим видом пыталась игнорировать: смотрела в другую сторону, отворачивалась, уходила. В какой-то момент она понимала, что плакать бесполезно и начинала действовать – брала то, что нужно, подходила ко мне и спокойно просилась на ручки, бывало и такое, что просто забывала, почему плакала. Ну, точно как я! 🙂

Не используйте данный метод, когда ребенка действительно что-то беспокоит, он хочет спать/есть/пить/в туалет. Игнорируйте только тогда, когда вы точно знаете причину его плача, и вы уверены, что она не стоит этих крокодильих слез.

4. Поговорите с ребенком на взрослом языке

Говорите с ребенком так, как будто ему столько же лет, сколько и вам. Попытайтесь успокоить его словами, объяснить, почему не стоит плакать из-за такой мелочи и по каким причинам вы не можете ему дать то, что он просит. Иногда моей дочери действительно помогала монотонная речь о том, как вредны конфеты, о том, какие будут зубки, если она их будет кушать и как больно может ставить уколы плохой врач.

5. Организуйте специальное место для нытья

Данный способ скорее подходит повзрослевшим детям, которые способны осознавать свои поступки. Все мы помним, как нас в детстве ставили в угол, в котором нам было невыносимо обидно. Психологи утверждают, что для того, чтобы сохранить какие-либо дисциплинарные рамки для ребенка необходимо выделить специальное «место для нытья», где ребенок может наплакаться вдоволь: пусть это будет стул для нытья, угол для нытья, ванная комната с включенным светом, кресло для нытья, диван для нытья (я бы точно захотела на таком полежать 🙂 ). Иногда выбранное место может терять свой смысл, потому что к моменту, пока ребенок дойдет до стула, заберется на него, сядет – ву-а-ля, он отвлечен и забыл, о чем плакал.

Ни один из способов успокоения вашего ребенка не идеален. Действуйте, исходя из своего материнского инстинкта, и не злоупотребляйте советами, всё-таки вы и ваш ребенок лучше знаете, как успокоиться в критический момент.

P.S. Не нойте по пустякам! 🙂

Воспитание ребенка

Иногда родители жалуются, что их дети постоянно ноют и выводят их из себя. Кто-то пытается наказывать своих малышей, кто-то подкупает их сладостями и подарками. Но, как показывает практика, эти методы не приносят результатов. Почему же дети ноют и как родителям справиться с этой проблемой?

Дети делают то, что действует. Если ваш ребенок ноет, значит, он получает вашу обратную реакцию. Как ни странно, дети скорее предпочтут получить родительский отклик в виде наказания или раздражения, чем не получить его вообще.

Нытье, как правило, используется детьми для привлечения чрезмерного внимания. Ребенок думает: «Меня любят, только если уделяют мне постоянное внимание». Для некоторых детей это единственный известный способ заявить о себе и удовлетворить свои потребности. У других детей период нытья проходит так же быстро, как и начинается.

Предлагаем родителям советы, которые помогут справиться с детским нытьем. Может показаться, что некоторые из них вознаграждают такое поведение, хотя на самом деле они обращены к его первопричинам. Выберите те советы, которые подходят вам больше всего.

Советы родителям

  • 1. Каждый раз, когда ваш ребенок ноет, возьмите его на колени и скажите: «Кто-то очень хочет, чтобы его обняли». Ничего не говорите ни о цели нытья, ни о его проявлениях, а просто обнимайтесь, пока вы оба не почувствуете себя лучше.
  • 2. Пусть ваш ребенок знает, что вы любите его, но вам неприятно его нытье, поэтому всякий раз, когда он начинает ныть, уходите из комнаты до тех пор, пока он не прекратит это делать. И будьте последовательными в осуществлении данной тактики. Каждый раз, когда ваш ребенок хнычет, выходите из комнаты. Если он следует за вами, сделайте все возможное, чтобы игнорировать нытье, – отправьтесь на прогулку, в душ или оденьте наушники. В данном случае будет лучше, если вы вообще ничего не скажете, пока ребенок не успокоится. Мягкие и в то же время решительные действия говорят громче, чем слова.
  • 3. Когда ваш ребенок перестанет ныть, скажите что-то вроде: «Я так рад(а) видеть тебя в хорошем настроении. Что ты хотел мне сказать?».
  • 4. Предложите вынести проблему, по поводу которой ребенок ноет, на семейное собрание: «Давай обсудим это всей семьей на нашем следующем семейном собрании и вместе выработаем приемлемое решение для всех».

Как предотвратить подобные проблемы в будущем?

  • 1. Регулярно проводите время с вашим ребенком, чтобы он чувствовал себя особенным, важным для вас и любимым.
  • 2. В радостное для вас и вашего ребенка время выработайте условный сигнал, который вы будете подавать всякий раз, когда услышите его нытье. Например, вы заткнете уши пальцами и ласково улыбнетесь или положите свою руку на сердце в качестве напоминания о том, что вы его очень любите.
  • 3. Расскажите ребенку, что вы собираетесь делать в случае, если он начнет ныть: «Когда ты будешь ныть, я буду выходить из комнаты. Пожалуйста, дай мне знать, когда ты сможешь разговаривать со мной нормальным тоном, чтобы я с удовольствием выслушал(а) тебя». Еще одна возможность заключается в том, чтобы объяснить ребенку следующее: «Я все прекрасно слышу, но не хочу, чтобы ты разговаривал плаксивым тоном. Я не отвечаю тем, кто ноет».
  • 4. Регулярно проводите семейные собрания для того, чтобы предупредить или обсудить возникающие проблемы.
Воспитание ребенка

Чему таким образом смогут научиться дети

  • Дети поймут, что родители любят их, но не поддаются их манипулятивной тактике.
  • Дети будут лучше себя чувствовать, когда приобретут эффективные навыки, которые помогут им справляться со своими потребностями и желаниями.
Читайте также:  Выбираем обои в детскую комнату для девочки

Подсказки родителям

  • Ученые провели исследования с детьми глухих родителей. Исследователи обнаружили, что дети изображали на лице плач, не сопровождая его никакими звуками. Дети узнали из опыта, что их глухие родители не реагируют на звуки, но реагируют на их выражение лица. Дети делают то, что работает!
  • Ребенок, который плохо себя ведет, – демотивированный ребенок. Ребенок, который готов сотрудничать со взрослыми, – мотивированный ребенок. Нытье может быть признаком печали и уныния, которое прекращается, когда малыш чувствует себя достаточно любимым и значимым.

из 5 на основе8 оценок.

Ссылки по теме:

  • ▶ «Волшебные слова» для прекращения нытья
  • ▶ Как справиться с непослушанием ребенка
  • ▶ Почему запреты родителей неэффективны
  • ▶ Эффективная дисциплина для малышей
  • ▶ Больше статей о воспитании детей

Развитие ребенка

Поговорим о режиме дня

Раньше к режиму относились со всей ответственностью. Был режим кормления младенцев – строго по часам. И не важно, кричит ли малыш от голода или же, наоборот, есть не хочет, его нужно кормить по часам. Если ему надо по времени спать, нужно его срочно уложить. Ничего страшного, что он бодр и весел, а сна ни в одном глазу. Надо уложить, и точка – режим ведь.

Сейчас к этому отношение изменилось. Наблюдая дистрофичных и нервных младенцев, врачи пришли к выводу, что у каждого ребёнка свой режим, который зависит от индивидуальных особенностей. И если какому-то малышу нужно 6 кормлений в день, то другому – все 8. Кто-то съедает побольше, кто-то поменьше. Некоторые дети сохраняют три периода сна до года, а другие могут к этому времени спать всего 1 или 2 раза.

Поговорим о режиме дня

Для того, чтобы определились временные границы подъёма и засыпания, родителям не нужно ставить перед собой какие-то цели. Уложить в 21:00 или в 21:30. Ребёнок в раннем возрасте осуществляет всю свою деятельность по потребностям своего организма. Ест, когда голоден, играет, когда бодр, и спит, когда устал. Понемногу корректируя временные рамки, родители увидят, что ребёнок сам может просыпаться и засыпать в определённое время. Также и с кормлением. Со временем у ребёнка формируется его личный режим питания, который будет постепенно меняться по мере его взросления.

Ребенок не хочет идти в сад. Что делать?

Руководствуйтесь следующими рекомендациями родителям по адаптации детей в детском саду.

&nbsp/&nbsp

1. Настраивайте малыша на позитивный лад. Внушайте ему, что он уже большой, а потому может ходить в садик. И это здорово!

2. Приходите в группу чуть позже обычного. У деток младшего возраста сохраняется механизм эмоционального заражения. Если рядом кто-то плачет, велика вероятность, что и ваш сын или дочь тоже расплачется «за компанию». Старайтесь приходить в сад, когда большинство деток уже в группе.

3. Не устраивайте сцен прощания. Поцелуйте кроху, обнимите, скажите, что придете за ним чуть позже. После этого с улыбкой уходите, не реагируя ни на крики, ни на плач.

4. Не показывайте своих переживаний. Конечно, время адаптации тревожно не только для крохи, но и для мамы. Но говорить об этом в его присутствии не нужно. Относитесь к этому периоду как к необходимости. А обсуждая с малышом его день, спрашивайте лишь о том, что уже произошло. Пусть он рассказывает о своем общении, новых знакомых, историях, произошедших с ним в группе. Не заостряйте внимания на том, что ждет его завтра.

Ребенок не хочет идти в сад. Что делать?

5. Отлучайтесь на некоторое время. Создавайте ситуации, когда вам нужно куда-то уйти, а кроха должен подготовиться к вашему приходу. Пусть это будет интересное поручение сделать маме сюрприз или выполнить несложное задание.

6. Объясняйте, как общаться со сверстниками. Будет ошибкой считать, что малыш в коллективе должен всему научиться сам. Рассказывайте, как и почему нужно здороваться с другими людьми, зачем делиться игрушками, просить разрешения, почему не нужно огорчаться из-за отказа. Эти навыки очень пригодятся в детском коллективе.

7. Приучайте выбирать игрушки. Пусть малыш берет с собой только те, которыми готов поделиться с окружающими.

8. Не отзывайтесь о садике плохо, даже если вы недовольны работой воспитателей или оснащением группы. Никогда не отправляйте в сад в качестве наказания, не угрожайте, что оставите там на целый день или на всю ночь.

9. Не перегружайте психику крохи дома и старайтесь не менять садиковский режим в выходные дни.

«Родителям нужно насторожиться, если ребенок в течение дня в садике остается подавленным, часто плачет, сторонится сверстников и воспитателей, — уточняет Ольга Архипова. — Дома он может демонстрировать агрессию, заторможенность, бурно реагировать на наказания или устраивать истерики. Показателем отклонений могут стать нарушение аппетита и сна. В этих случаях не нужно посещать детский сад. Необходимо остаться на несколько дней дома и желательно обратиться к психологу».